Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются обязательными и направлены на то, чтобы урегулировать отношения, которые возникают при воплощении в жизнь программных положений дошкольного образования. Использовать ФГОС могут как детские сады, государственные и частные, так и родители, чьи дети находятся на семейном обучении. Стандарт ФГОС дошкольного образования предусматривает не только детские потребности в соответствии с возрастной спецификой, но и индивидуальные запросы, связанные с особенностями развития и ограничениями по состоянию здоровья.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования учитывает:
- Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека
- Социокультурное разнообразие детства
- Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей
- Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья
- Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка
ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Планируемое внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования с 1 сентября 2023 года.
Минпросвещения впервые утвердило образовательную программу дошкольного образования (приказ Минпросвещения РФ от 25.11.2022 № 1028) и федеральную адаптированную программу дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 №1022)
Теперь детские сады будут разрабатывать и утверждать свои образовательные программы с учетом ФГОС и ФОП ДО. При этом закон разрешает не утверждать собственную учебно-методическую документацию, если детский сад применяет федеральную (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Цель ФОП ДО – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения образовательной программы. Поэтому содержание и планируемые результаты образовательной программы каждого детского сада должны быть не ниже тех, которые предусматривает ФОП ДО (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Привести в соответствие с ФОП ДО свои образовательные программы детские сады должны не позднее до 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). До этого срока Минпросвещения обещает обеспечить методическую поддержку педагогическим коллективам.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»